По благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха
Патриархия.RU Православие.Ru Православное информационное агентство "Русская линия" Религия и СМИ
  
Святой Симеон Верхотурский возвращается в Пермь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несколько дней назад благодаря усилиям руководства Пермской епархии и лояльности городских властей у Перми появился новый небесный покровитель - святой праведный Симеон Верхотурский.

Как мы уже писали, здание краевого Центра медицинской профилактики, до революции бывшее храмом святого угодника, официально возвращено Пермской епархии. Бумаги подписаны, печати поставлены, ключи вручены. Правда, только от первого этажа.

Не могу сказать, что первая литургия в возвращённом храме произвела на прихожан восторженное впечатление. Имело место какое-то другое чувство - радость, смешанная с досадой и огорчением. Помещение едва смогло вместить всех пожелавших прийти на службу, отсутствие икон угнетало, свечи не помещались в единственном подсвечнике, низкий потолок мешал рассеиванию дыма от кадил, и вся литургия прошла в густом пахучем тумане. Многие кашляли, но окна нельзя было открыть - в богослужение сразу же вмешивался жуткий шум от снующего под стенами автотранспорта. До революции этой проблемы, ясное дело, не было и в помине...

И всё-таки - и всё-таки это событие. Это светлое и значительное событие в жизни нашей епархии. Когда мы входим под сень «отвоёванного» храма, ещё совсем недавно бывшего чем-то другим - клубом, магазином, больницей, - то радость от этой встречи превосходит скорбь от разрухи и запустения.

В знаменательный день в разбитых стенах маленького храма, уже давно не похожего на храм, собралось множество представителей пермского духовенства во главе с Владыкой Иринархом, епископом Пермским и Соликамским. По диагонали от входа стоял престол под покровом из зелёной парчи. Не было ни Царских Врат, ни иных ограждений вокруг святого места, поэтому прихожане инстинктивно жались к стенам, не зная точно, где начинается и где заканчивается пространство внутри алтаря. Таким образом, тайнодействие, обычно скрытое от взоров мирян, совершалось фактически на наших глазах.

Литургия, служимая архиерейским чином, длится долго, несколько часов. В самом начале службы состоялось поставление троих учеников Духовного Училища во чтецов. Владыка Иринарх, напутствуя молодых людей на первой ступени их духовного служения, призвал благословение Божие на их дела и поступки. Сразу после чина поставления чтецы, надев парчовые облачения, включились в богослужение.

Святой Симеон Верхотурский не зря считается покровителем уральской земли. Из многочисленных преданий нам известно, что он происходил из образованной, состоятельной, весьма родовитой семьи, его детство и юность прошли в Центральной России. Пройдя жизненный путь до половины, Симеон покидает родные края и отправляется на далёкий Урал. Жил будущий святой угодник, а тогда ещё обыкновенный портной и рыбак, в маленьком селе Меркушино, находящемся в полусотне километров от Верхотурья. Жизнь его протекала в постоянной работе и не была столь примечательна, как, скажем, жизнь святого Стефана Пермского. Святой Симеон удил рыбу, шил из мягкой кожи и шкур красивые полушубки, учился врачеванию у местных знахарей да забавлял соседей интересными рассказами, почерпнутыми из книг. Был он праведной жизни, редко брал деньги за свою работу и при каждом удобном случае рассказывал полуграмотным вогулам о христианском вероучении. Злой недуг, полученный святым Симеоном ещё в юношестве, при спасении им из ямы медведя, не позволил угоднику дожить до преклонных лет. Чудотворцем он стал уже после кончины, когда его гроб с нетронутыми тлением мощами сам собой поднялся из могилы.

С тех пор у могилы начались исцеления. Скоро святой был признан и канонизирован Церковью, а над его мощами возведен храм.

В годы Советской власти мощи святого были изъяты и помещены в Уральский антирелигиозный музей. Только в 1989 году после долгого сопротивления нетленные останки вернули верующим, и ныне они пребывают в Преображенском соборе в Верхотурье (Екатеринбургская епархия).

Житие святого праведного Симеона повествует нам о многом. Прежде всего, из него явственно следует, что духовный подвиг - это не всегда что-то исторически грандиозное, и прожить жизнь спокойно и благочестиво, не уклоняясь от заповедей и служа ближнему, порой ничуть не проще, чем взять на себя ответственность за духовное просвещение целого народа.

Сразу после литургии состоялся молебен святому Симеону, в котором также участвовало всё собравшееся духовенство и православные миряне. Но особенное внимание верующих привлекла искренняя проповедь Владыки Иринарха, в которой пермский архипастырь выразил своё отношение к состоявшемуся событию и к уральской религиозной ситуации в целом:

«В течение многих лет мы вынуждены были наблюдать мерзость запустения на святом месте, - и не могли ничего поделать. Сегодня мы празднуем значительное событие, по сути, это ещё одна небольшая победа Церкви в борьбе за восстановление. Но посмотрите, что видим мы вокруг? Это осквернённый, разрушенный храм без купола, без креста, без колокольни... И возвращение этих стен стоило нам времени и сил. Храм вернули нам далеко не в таком виде, в каком его у нас когда-то отобрали. Но слава Богу и за это.

Сегодня мы молитвенно призываем святого Симеона Верхотурского, ставшего нашим заступником у Престола Божия, и просим его благословения на продолжение борьбы».

Итак, с памятного дня 29 августа во вновь обретённом храме начались богослужения. Настоятелем церкви назначен священник Игорь Ануфриев. Планируется также впоследствии разместить в здании храма отделение пермской Школы сестёр милосердия.

Но прежде всего, думаю, храму потребуется капитальный ремонт. И, конечно, крест над куполом, отнюдь не лишний в центре города, среди засилья телеантенн, фонарей и рекламных щитов.

Екатерина Любомирская

 

 

 

 

 

 

 

    

Copyright © 2003-2008, "Православная Пермь"