Сайт создан по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха
Патриархия.RU Православие.Ru Православное информационное агентство "Русская линия" Религия и СМИ
  
24 декабря - день памяти священномученика Феофана, епископа Соликамского

Духовный подвиг этого выдающегося пастыря обессмертил его имя; ныне Владыка причислен к лику святых и, предстоя у престола Божия, молится о благоденствиии Пермской земли и всех православных христиан.

Еще будучи священником Сергием в кафедральном соборе Саратова в конце XIX в., Владыка Феофан написал статью «Современный социализм перед судом истории», где четко изложил свое отношение к новомодному «учению»: «В умалении вечных ценностей, в подмене их земными, материальными и заключается первая и основная ложь социализма. Никакими материальными благами, никаким физическим довольством невозможно восполнить пустоту, образующуюся изъятием души из жизни человечества, отрицанием Бога, безсмертия души человеческой и будущей, вечной, загробной жизни».

Святитель был крепок духом и не не страшился горестей: «Десница Божия всегда вовремя приходила на помощь,.. исцеляла душу от лютых недугов - физические и нравственные потрясения, за которыми всегда слышалось: «Маловере, почто усомнился еси». Теперь я познал сладость изречения: «Сын мой! Не пренебрегай наказанием Божиим. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Ев. 12, 6)».

Известно, что, после хиротонии в феврале 1917 г., желая познакомиться с епархиальными приходами и паствой, еп. Феофан обошел свое викариатство пешком. Современники говорили, что Владыка был великим молитвенником и постником; а также безстрашным обличителем безбожия, за что, видимо, чекистские изуверы и подвергли его перед смертью изощренным мучениям.

Незадолго до своей мученической кончины еп. Феофан писал: «А на злобу и вражду к нам тех, кто оказался орудием Божьего наказания на нас, не будем отвечать тем же: будем молиться и за врагов,.. да укротит Господь ярость их на нас и силою молитвы и примером доброй христианской жизни нашей да преложит непримиримые сердца их к примирению и братолюбию».

В память священномученика в нашем городе пройдёт V краевая научно-образовательная конференция, или так называемые Феофановские чтения, приуроченные ко дню прославления святого. Завтра, 21 декабря, в малом зале центра культуры Солдатова состоится пленарное заседание и начнут свою работу секции. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи давно уже волнуют просвещённую общественность, ныне же предоставляется возможность обсудить все аспекты этих проблем широко, причём в качестве докладчиков и собеседников выступят видные представители науки и духовенства г. Перми.

Отчёты о работе чтений будут появляться на нашем сайте. Также напоминаем, что в обсуждениях могут принять участие все желающие, в зал заседаний вход свободный. Не сомневаемся, что данное мероприятие вызовет заинтересованность всех православных пермяков и просто неравнодушных людей, радеющих за духовное здоровье жителей России.

Екатерина Любомирская

 

Проповедь протоиерея Алексея Марченко в день памяти священномученика Феофана

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. В сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, по благословению нашего Архипастыря, Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского, совершаем в храме сем службу в память священномученика Феофана, епископа Соликамского.

Вы знаете, что мученик в буквальном смысле этого слова с греческого переводится как свидетель. О чем же свидетельствуют нам святые мученики? Свидетельствуют о том, что Христос - Истинный Бог наш. Свидетельствуют о том, что есть жизнь вечная, к которой мы с вами призваны и ради этих великих благ, данных нам, стоит пострадать и пострадать даже до крови и до самой смерти. Многие сонмы мучеников предстоят Престолу Божию, но из них нам особенно близки те, которые подвизались здесь, на пермской земле, которые окропили пермскую землю своей честной кровью и священномученик Феофан - один из них.

Его произвела на свет земля саратовская, он родился  в семье бедного священника, как это часто бывало в Царской, дореволюционной России. Учился в семинарии, затем в духовной академии, стал образованным человеком. Его пастырский труд был весьма обычным и даже непримечательным. Скромный сельский священник, он был женат, у него была матушка, была дочь. В его семье жила мать-старушка, но всё изменилось, потому что он очень рано овдовел, и сердце его устремилось к монашескому подвигу. Он хотел поступить в монастырь, но как это сделать, когда на руках есть ребенок, когда нужно заботиться о матери. И эту мечту о монашестве, жизни в святой обители он лелеял в сердце своем. Нужно было сначала исполнить свой долг в миру, чтобы потом предаться любомудрию, монашескому житию.

Его переводят в Саратов, где он служит на одном из приходов, и является редактором Саратовских епархиальных ведомостей, много пишет, рецензирует. Это тоже тяжелый и кропотливый труд, который он принял на себя. Со временем ему было поручено смотрительство над Балашовским духовным училищем. Тоже весьма скромная должность - не ректор, не проректор, а всего лишь смотритель. Ни о каких высоких должностях и званиях он и не помышлял.

И вот когда достигла совершеннолетия дочь, когда мать преставилась, ему открылся путь в монашество. Священник Сергий Ильменский, так звали святителя Феофана в миру, направляется в Валаамскую обитель, где он решил найти себе пристанище и покой. Там под духовным водительством своего отца архимандрита Маврикия он принял постриг с именем Феофан. Но недолго ему там надлежало быть, потому что его лично знал архиепископ новгородский Арсений (Складницкий), который однажды вызвал его и порекомендовал на должность ректора Пермской духовной семинарии.

Его дальнейший путь складывался весьма благополучно и чрезвычайно неожиданно. Став ректором, вскоре он становится и викарным епископом, епископом Соликамским. В 1916 году архиепископ Андроник ходатайствует перед Святейшим правительственным Синодом об открытии соликамской викарной кафедры. Это было необходимо для того, чтобы произвести очень нужные для Церкви реформы, связанные с возрождением приходской жизни. Церковь очень нуждалась в этих переменах, потому что за 200 лет синодального устройства общины омертвели, были лишены всякой инициативы. Не было возможности проявить себя по-настоящему ни пастырю, ни мирянам. И вот для того, чтобы сдвинуть этот камень с места, для того, чтобы объявить о том, что пришло время действовать, пришло время инициативно и дружно работать на каждом приходе архиепископ Андроник просит Викария. Много приходов было в то время в пермской епархии - около 700, и викарий должен был обеспечивать пастырским окормлением весь север нашей епархии: и кудымкарский край, и соликамский уезд, и чердынский уезд - огромное поле деятельности.

На это место планировался совершенно другой человек. Владыка Андроник просил архимандрита Пимена (Белоликова), будущего священномученика, но Синод принял совершенно иное решение, совершенно неожиданное для владыки Андроника. Архимандрита Пимена  забирают и отправляют в Урмийскую миссию, а оттуда, из Урмии, из Ирана, присылают епископа Сергия (Салмасского). Он получает это назначение -  быть викарием соликамским. Но сославшись на болезнь, епископ Сергий в Пермскую епархию не прибыл. И кафедра осталась свободна. Тогда промысел Божий указал на архимандрита Феофана (Ильменского).

Его хиротония в святительский чин совершилась в феврале 17-о года. Это было первое рукоположение в сан епископа здесь, на пермской земле. Наречение состоялось в храме Митрофана Воронежского, который сегодня уже передан и возрождается  в Архиерейских покоях. А хиротония, поставление в епископский чин - в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Перми.

Это был дивный человек, и замечательный пастырь. Он был не только образованным, но и любвеобильным. Когда он прибыл в Пермь и впервые сказал проповедь перед студентами духовной семинарии, произнес такие слова, что «я приехал, чтобы не жезлом железным пасти вас, дорогие воспитанники, а любовью Христовой». Действительно это был настоящий отец, ректор, который заботился о каждом человеке, невзирая на его качества, невзирая на его успеваемость, поэтому этот ректор остался в памяти пермских семинаристов навсегда. И не только студенты духовной семинарии радовались, радовалась вся пермская паства, когда получили извести быть отцу Феофану епископом Соликамским.

Какое страшное это было время, когда совершалась эта епископская хиротония.  Монархия пала, круглом шли революционные брожения, массы радовались, огромные толпы выходили на улицы на демонстрации. Новая жизнь, казалось бы, открывалась перед Россией, но никто ещё толком не знал и не понимал, какая это будет новая жизнь и что ждет русских людей.

Святитель Феофан прибыл на соликамскую кафедру и потрудился на это месте чуть более полутора лет. Ему пришлось помогать правящему архиерею владыке Андронику. В 17-м году владыка Андроник стал делегатом на Поместный собор Российской Православной Церкви, и Владыка Феофан вместо него по его благословению управлял епархией, большую часть времени находился не в Соликамске, а здесь в Перми.

Пришли к власти большевики, начались репрессии, был развернут красный террор, полилась кровь православного духовенства. Здесь, на пермской земле, только в 18 году пострадало свыше 150 человек.  Одним из первых пострадал архиепископ Андроник Никольский, он был закопан в землю живым, а чуть позднее пришла очередь пострадать и еписоку Феофану. Он был вызван в Пермь, и некоторое время управлял Пермской епархией, после убийства архиепископа Андроника.

Сохранились очень важные для нас документы о том, как прошли последние дни жизни святителя Феофана. Он ободрял детей тех священников, которые приняли мученическую смерть и посвящал их в священнический сан. Разумеется, эти люди были уже взрослыми, но они колебались, по какому пути пойти. И святитель Феофан, рукополагая, говорил: иди вслед за отцом, иди путем мученика. Ему это не простили, это быстро стало известно в ЧК. Были арестованы его ближайший помощник, секретарь епархиального управления, сотрудники епархии. И чтобы разобраться за что арестованы, и попытаться их спасти, владыка Феофан сам отправился в ЧК. Его останавливали, говорили, зачем ты туда идешь, ведь тебя арестуют. Он говорил: нет, это мой архипастырский долг. И он действительно сам пришел, и был пленен и помещен в следственный изолятор, в пермскую городскую тюрьму, и там его посадили вместе с каким-то большевиком-преступником в одну камеру. Его очень сильно мучили, морально над ним издевались, его нервы пришли в совершенное расстройство, так свидетельствуют документы. И только потом сжалились - перевели в одну камеру с белогорскими монахами, и там он успокоился.

В ночь с 23 на 24 декабря, накануне вступления в Пермь Белой армии Колчака,  в камеру пришли, вывели владыку Феофана, на его руках были металлические поручи, оковы. Еще несколько монахов и находящихся там людей отвели на прорубь, выдолбленную на зимней камской воде, и там святитель принял свою мученическую кончину, он был утоплен. Следствие установило, что утопляемым разбивали голову прикладом, а есть и такая версия, что святителя Феофана, привязав за его длинные красивые седые волосы медленно опускали в прорубь, пока он не превратился в глыбу льда. Так закончилась земная жизнь этого дивного святителя и угодника Божия.

Сегодня, совершая его память, мы молимся о пермских архипастырях, молимся о нашем дорогом владыке Иринархе, молимся о всей пастве пермской, чтобы Господь нас молитвами новомучеников и исповедников российских укрепил в это непростое и трудное время. Господи, молитвами священномученика Феофана даруй нам крепкую веру, даруй нам любовь ко Господу и даруй нам достойно пройти поприще этой земной жизни и нашего служения. Аминь.

Материал подготовили: Анна Цветова, Екатерина Любомирская

    

Copyright © 2003-2008, "Православная Пермь"