Огнь пылающий

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года. После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, принял в двадцать три года монашеский постриг с именем Андроник.

Вскоре иеромонах Андроник был назначен преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии, находившейся в местечке Ардон на Северном Кавказе, в Осетии. В то время это было процветающее учебное заведение, число желающих поступить в него превосходило количество учебных мест. Иеромонах Андроник зарекомендовал себя не только отличным преподавателем, но и неутомимым духовным просветителем. В результате он скоро был отозван из Осетии для новой, более ответственной должности: его ждало назначение миссионером на край света – в Японию.

Несколько лет  священнослужитель упорно трудился над обращением японцев в православную веру, и немало в том преуспел. Однако здоровье не позволило ему надолго задержаться в этой диковинной, но не слишком развитой в те годы стране – он вернулся на родину и в течение шести лет служил ректором Уфимской духовной семинарии.

По истечении этого срока иеромонах Андроник стал епископом Киотским, потом – епископом Тихвинским, два года владыка также возглавлял Омскую епархию. Завершилось же его служение на Урале, на Пермской кафедре, куда он приехал в 1915 г.

Несмотря на начавшиеся в те годы шатания в церковной среде, Пермская епархия под его началом окрепла и расцвела. Будучи человеком дела, с презрением отвергавшим всякую суетность, архипастырь совершенно забыл о собственных нуждах и с головой ушёл в миссионерскую деятельность. Это было удивительное время: Церковь открывала одну за другой библиотеки, богадельни, больницы, школы, хоровые и катехизаторские кружки, проводила народные чтения… Богатый жизненный и духовный опыт вкупе с мудростью и наблюдательностью позволили владыке написать выдержавшую несколько переизданий  книгу «Письма архиерея к иереям». В ней архипастырь с грустью подмечал оскудение веры Христовой в сердцах современных ему людей: «Очевидно, от современного поколения далеки все высокие примеры христианской добродетельной жизни, которые без слов способны научить всему... На житиях святых воспитывались старинные русские люди, и даже не по книжкам, а со слов других. Рассказы о святых были самыми любимыми рассказами, захватывавшими все внимание слушателей и отпечатлевавшими слышанное глубоко в душах слушателей. Люди привыкали в своих размышлениях ходить по примерам святых и даже как бы в их близком присутствии... К глубокому сожалению, теперь такого примерного научения христианству и христианской жизни на житиях святых нет, а потому нет и того святого воодушевления, которое может дать всякий светлый пример действительной добродетели. Веры своей не знают, закона христианского отчетливо не представляют, светлых образцов веры и добродетели не испытывают. И редко-редко кто сумел бы вразумительно, ясно и отчетливо рассказать свою веру вопрошающему о ней. И это при всеобщей почти грамотности, при общедоступности дешевого книжного рынка, при всяких полезных книгоиздательствах! Невольно напрашивается смущающий вопрос: да что же в таких людях и христианского осталось? Даже по внешним-то приемам и обычаям иногда трудно узнать христианина. Ибо многие креститься не умеют как должно, отмахиваясь рукой вместо истового крестного знамения. Не знают православного обычая принятия благословения Божия от священника или архиерея, - отвыкли и от этого. Следовательно, верующим сердцем не понимают истинного значения и силы крестного знамения, которым, как Крестом Христовым, демонов прогоняем от себя; не понимают и силы благословения священнического, которым благословение Божие призывается. Что же после этого говорить о духовной жизни, о благодати Божией и о прочих таинствах нашей веры спасительной?»

Владыка не терпел равнодушия и считал его ленью и нежеланием трудиться. Он призывал священнослужителей живо откликаться на нужды простого народа и никогда не проходить мимо горюющих, не озаботившись их бедами. 

Весть о февральской революции достигла Перми 3 марта. Архиепископ Андроник был ярым противником социализма-коммунизма и внезапную смену власти принял отнюдь не безропотно. И новая власть ответила ему взаимностью.

На литургии, служившейся в тот день, когда стало известно об отречении Николая II, владыка обратился к встревоженной пастве с исполненными боли словами: «Молю всех вас, передайте от меня слышанное всем близким и соседям вашим, воодушевляйте друг друга, в спокойствии подчиняясь Господу Богу, дабы всем нам собраться воедино. Ты же, Милосердный Господи Боже наш, ведь это Ты в древности из рассеяния собрал русский народ и устроил нашу Родину, освободив ее от ига татарского. Это Ты во время лихолетья триста лет тому назад восставил Россию в крепости, изведя мужей мудрых и сильных на дело спасения Отечества. Ты, Господи, тогда из разрухи извел Русскую землю, поставил над нами царем боярина Михаила Феодоровича. Это Ты сто лет назад, когда Наполеон уже сидел в сердце России, в Москве, тогда Ты же из огня и пламени спас Россию, изгнав самих супостатов. И нас, Боже, возведи в силу и славу, когда увидишь наше покаяние, когда люди, как дети, прострут к Тебе руки, имея Тебя своим помощником и покровителем... Ты, Господи Боже, возврати нас к Себе, объедини и примири всех нас, да все едиными устами, как один человек, восхвалят Тя».

Борьба архиепископа Андроника с назначенным в Пермь Исполнительным комитетом рабочих была страшной, стороны являлись непримиримыми врагами. ПИК даже отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить архиепископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Требование было отклонено. Тогда власти зашли с другого конца: обвинили владыку в подстрекательстве к контрреволюции. Архиепископ, не скрывавший своих антибольшевицких взглядов, оказался в огромной опасности. Но, уже ожидая ареста, вверив свою судьбу промыслу Божию, владыка был безмятежен, ежедневно исповедовался и приобщался святых Тайн, и мужество не покидало его.

В 1918 году архипастырь был схвачен, осужден и убит. Палачи сперва заставили его вырыть себе могилу, а затем похоронили владыку заживо. Выждав некоторое время, варвары для верности вогнали в могильный холм несколько пуль. Исполнив приговор, палачи поделили между собой оставшиеся от казнённого «трофеи»: чугунные часы, панагию и позолоченную цепочку.

В 2000 году архиепископ Андроник был причислен к лику святых.

Незадолго перед арестом архиепископа один священник обратился к нему с просьбой о вразумлении: «Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и предстоящего поругания святынь?»

Владыка ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются... А когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу и как Илья Муромец - сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. Вот и будем своим твердым, ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни и прежде всего к покаянию, после которого всё от Бога нам возвратится с лихвою... Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Наше дело - собирать стадо Христово, организовать живые церковно-народные силы по приходам, чтобы разочаровавшиеся во всяких партиях люди здесь, в Церкви, и среди верующих, нашли живую пристань и добрый покой. Воскреснет душа народная - воскреснет и тело ее - наша здоровая государственность. Да помогает Вам премудрый Господь. Просите и молитесь о призывающем Божие благословение грешном архиепископе Андронике».

Анастасия Романова

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.