История собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла


В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

В нашем городе тоже существует храм, посвященный памяти святых апостолов Петра и Павла. Это первое каменное здание Перми, расположенное в самом начале современной улицы Советская.

История возникновения Петропавловского храма г. Перми связана с появлением Егошихинского Медеплавильного завода на месте, где прежде рос густой, почти не обитаемый лес. Завод располагался при впадении р. Егошихи в р. Каму, на нынешнем Разгуляе. Строительство было начато по указу Петра I и завершено в 1723г. Одновременно с основанием завода появились первые дома для рабочих и их семей, таким образом, возникло первое селение, которое вскоре стало настолько многочисленным, что появилась потребность в построении храма.

В летописи записано, что закладка деревянной Петропавловской церкви была произведена в 1724г. при царствовании императрицы Екатерины I.

В этом же году был рукоположен в сан первый священник церкви Алексей Евсегнеев, под чьим руководством и происходило строительство храма.

Освятили Егошихинскую церковь 12 ноября 1726г. по благословению четвертого по счету епископа Вятского и Великопермского Алексия (Титова). Храм был назван в честь тезоименитства (именин) императора Петра I - во имя святых апостолов Петра и Павла. 
   Пожар 1759г. унес большую часть егошихинского селения, однако, деревянная церковь уцелела. Очевидно, она была мала и со временем не смогла вместить всех желающих помолиться, потому, рядом с нею была заложена каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с пределом великомученицы Екатерины, которая была освящена 23 ноября 1764г., причем Екатерининский предел был освящен раньше, 22 ноября 1762г.по грамоте владыки Варфоломея (Любарского). Деревянная же церковь была упразднена вследствие ветхости, у ее алтаря был погребен первый, упомянутый выше священник. Новая церковь стала первым каменным зданием селения, в последствии города Перми. Многоярусная колокольня и пятикупольный храм, выполненные в стиле русского барокко поражал своим архитектурным величием, и богатым убранством. Храм был построенстоличными мастерами. Отметим, что известно лишь одно сооружение подобного типа - это храм Ивана Воина в Москве на Якиманке.

В 1779 г. Екатерининский предел был обновлен, возведен новый иконостас, а в 1801г. обновление было совершено и в главном Петропавловском пределе.

18 октября 1781г. было совершено торжественное открытие города Перми. Началось оно богослужением епископа Вятского Варфоломеем в Петропавловской церкви, переименованной тогда же в собор. После литургии на соборной площади был совершен торжественный молебен по окончании которого крестный ход, при пушечной пальбе и звоне колоколов обошел все новые здания для наместнического управления и "присутственных мест", освящая их. Среди Петропавловской площади возвышался иллюминированный портрет императрицы Екатерины II, по повелению которой был основан город.

В виду сосредоточения в Перми главного административного центра края, г. Пермь начинает быстро принимать облик губернского города: в нем появляется целый ряд административных учреждений, увеличивается число жителей, преимущественно чиновников, и город начинает быстро расти. Таким образом, к началу XIX века Пермь насчитывала уже четыре церкви, Петропавловская же считалась соборной.
   В 1800 г. в июне месяце Петропавловский собор был обновлен: на холодной церкви был возведен новый купол, выше и краше прежнего, как пишет современник.

Дальнейшие примечательные изменения облика Петропавловского собора произошли в 1847, когда холодный храм был вновь украшен живописью, при этом вокруг храма была поставлена новая каменная ограда усердием соборного старосты Е.И. Еремеева.

8 сентября 1897г. попечительство Петропавловского собора открыло на свои средства церковно-приходскую школу в деревне Горках, находившуюся за рекой Егошихой. В праздничные дни в вышеупомянутой школе проводились чтения лекционной сессии общества «Народный дом».

В послереволюционный период собор Петра и Павла неоднократно подвергался разграблениям, в самом начале 30 годов храм был закрыт. Длительное время в нем располагались спецмастерские Наркомата Обороны.

Храм был принят на государственный учет в качестве памятника архитектуры в 1948 г., снят с учета в 60-х.

Собор возобновил свою деятельность в 90-е годы прошлого века.

 

Святой апостол Петр – старший брат апостола Андрея Первозванного – до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным. Хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1, 29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: "Ты Христос, Сын Бога Живого" (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя.

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. Апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1, 14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: "Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил: "Кто Ты, Господи?" Голос ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны - от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. "От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан.

 

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.