«В таком маленьком уголке России – такая большая история»

Теперь не шестидесятые, «деревенская» тема в литературе перестала быть актуальной. Слишком изменилась с тех пор наша страна. Географические представления жителей России давно уже делят государство на «продвинутую» столицу и сонную провинцию, причём второе представление объединяет и города-миллионники, и тихие деревушки. В чём-то это верно: с появлением в деревне СМИ, телевидения и Интернета русская глубинка начала терять своё лицо. Расстояния стали короче, люди недоверчивее. Глобализация всюду пробралась. Это процесс необратимый и для русской культуры разрушительный: исчезают десятилетиями хранившиеся в памяти поколений семейные предания, песни, рассказы, приметы, забываются предки, порастают быльём старые могилы, за которыми никто не ухаживает… Сельское хозяйство как таковое можно сохранить, но вот ту особенную, присущую глубинке самобытность наши дети, наверное, уже не застанут.

И всё же русская деревня жива. И летом, когда в двухметровой траве вовсю заливаются кузнечики и солнце тяжёлыми пятнами млеет на покатых крышах, сюда, в зелёную глушь, рвутся жители каменных джунглей, уставшие от стекла и металла.

Их можно понять. Когда ступишь босыми ногами на горячую сухую почву, пропуская меж пальцев травинки, сердце твоё невольно сожмётся от позабытого с детства ощущения: вот оно, родное, близкое, понятное – твоя земля, твоя родина…

 

Мокино

 

Мы едем в Мокино. От Краснокамска до посёлка Майский – 20 км, от Майского до Фадеят – 15 км, а за Фадеятами уже оно, небольшое село в тысячу жителей, о котором большинство пермяков слыхом не слыхивали, видом не видывали. Дорога вьётся среди полей, в глазах всё фиолетовое от зарослей иван-чая. Впечатление такое, будто кто-то невзначай разлил по полям вёдра краски.

Меж деревьев и диких трав лежит Мокино – светлое, опрятное, обнятое июльским солнцем. В городах времена года как-то не ощущаются, здесь же лето буйствует и искрится: шелестит на лёгком ветру прозрачная шёлковая листва, золотятся стволы, на высоких верхушках трав шевелят усами огромные, едва не с ладонь, изумрудные кузнечики, из-под коряг недовольно выглядывают потревоженные лягушки. Домики все в основном чистенькие, обжитые, каменных зданий раз-два и обчёлся. В палисадниках полыхают розовые флоксы, у обочин дорог щурятся васильки. Время георгинов и астр ещё не пришло, но всё, что может расцвесть в середине лета – цветёт и окружает здешних обитателей со всех сторон.

На своём веку село много чего повидало. В годы гражданской войны здесь поочерёдно наводили порядки белые и красные. Старики вспоминали: «Красные придут – грабят, белые придут – грабят…» Белые жестоко обходились со всеми, кто, по их мнению, сочувствовал красным, затем белых вытесняли из села, и красные в свою очередь начинали искать среди сельчан предателей и саботажников. Рядом, в деревне Нижняя Северная, отрядом Путиловского полка 29 дивизии были казнены 23 крестьянских мужика – ни за что ни про что, по законам военного времени. Убили и одну крестьянку, бросившуюся заслонять своего мужа от штыков. Тяжкая была пора.

В том же году жестоко расправились с сельскими священнослужителями – иереем Павлом Аношкиным и дьяконом Григорием Смирновым. Их привязали к хвостам лошадей и протащили по деревне. После прикончили «служителей культа» штыками. А жители села, слышавшие крики с улицы, боялись даже в окно глянуть, чтобы не разделить судьбу убитых. Много позже, уже в наше время, решением Священного Синода эти два мокинца были канонизированы в лике священномучеников.

В 36-м году закрыли единственную деревенскую церковь. Храм во имя святителя Николая Чудотворца был поставлен в селе ещё в 1896 году. Как водится, из храма сделали склад, уже потом - клуб. Сельская молодёжь ходила туда на танцы да в кино – ну, красивое здание, просторное, потолки высокие. Только вот на ремонт новые власти денег не выделили, поруганная церковь ветшала, перекрытия в стенах начали гнить, штукатурка осыпалась, и клуб закрыли для посещений. А после взяли да разрушили. Совсем. Кабы старики не помнили, где раньше стояла церковь, так и места было бы не найти.

Впрочем, тогда, при Хрущёве-Брежневе, жило село неплохо. Была в нём своя общеобразовательная школа со спортивной площадкой, больница со всеми востребованными специалистами. Сейчас остался один фельдшерский пункт, со всеми серьёзными диагнозами приходится ездить в райцентр, в Нытву. Автобусом до Мокино не очень-то доберёшься, среди дачников преобладают граждане с личным автотранспортом. Но многие живут здесь постоянно, зимою и летом, и для них осенне-весенняя распутица и зимнее затишье – такая же привычная часть жизни, как и пышное, благоухающее лето.

 

Зелёный дом и его обитатели

 

К зелёному дому ведут дощатые мостки через небольшую канавку. Сейчас, летом, она пересохла, а в сезон дождей превращается в бурлящий ручей.

Перед домом, естественно, цветы, да и в каждом окне виднеется по гераньке. За домом садовый участок в тринадцать соток с аккуратными грядками моркови, капусты, свёклы, с парниками и теплицами. Стены у домика крепкие, ветром не продуваемые, внутри – три маленьких уютных комнатки, кухонька, подклет, чердак. Дом крепкий, ладный, и не догадаешься, что ему больше ста лет: в годы гражданской войны здесь был красноармейский штаб, позже в зелёном доме останавливался уральский писатель Павел Бажов. Сейчас в доме живут Анатолий Максимович и Римма Георгиевна Черемных – люди уникальные. Анатолий Максимович, уважаемый всеми фронтовик, ещё полон сил и идей; его супруга и верный друг на протяжении более шестидесяти лет, Римма Георгиевна ведёт домашнее хозяйство и печёт вкуснейшие пирожки, не забывая помогать мужу в его каждодневных заботах по сохранению истории и культуры родного села.

У супругов Черемных три дочери. По выходным в маленьком домике становится тесно: под одну крышу собираются три большие семьи: дочери с мужьями, внуки, правнуки. Отведав чудесных бабушкиных пирожков, трудовой десант выходит на грядки. И ни разу за долгие годы традиция не была нарушена: улетевшие птенцы вновь и вновь возвращаются в родительское гнездо.

Анатолия Максимовича в Мокино знают все: более тридцати лет проработал он директором сельской школы, поколения выпускников вспоминают его с благодарностью. Возглавил школу Анатолий Максимович в трудный момент – прежняя директор неожиданно уволилась по личным обстоятельствам, и опустевшее место пришлось занять единственному человеку, не боявшемуся ответственности. Будучи человеком деятельным, он с головой окунулся в работу - а начинать пришлось почти с нуля. Под школу было приспособлено старое здание сельисполкома площадью 60 м, учителей катастрофически не хватало, успеваемость не превышала 60%, детям из окрестных деревень приходилось добираться до школы за 6-8 км в любую погоду… Вот так начиналось директорство демобилизованного солдата, учителя физики Черемных.

Другой человек с такой ношей не справился бы. Анатолий Максимович засучил рукава и ринулся в бой, как на фронте: разыскивал где только можно хороших преподавателей, потом разыскивал для них жилплощадь, ремонтировал протекающую крышу на свою директорскую зарплату, сам топил печи, боролся с пьянством доставшихся в наследство от прежней директрисы горе-учителей… Римма Георгиевна кормила обедом рабочих, нанятых, чтобы подлатать ветшающие постройки. Постепенно напряжённая работа начала приносить плоды:  успеваемость повысилась, в бывшем доме священника удалось открыть интернат для деревенских ребят, с превеликим трудом добились от районных властей улучшения финансирования школы. Позже построили для детей баню-прачечную, разбили яблоневый сад, при школе оборудовали радиоузел и специальные классы для физических и химических опытов. За тридцать лет маленькое полузаброшенное «учреждение неполного среднего образования» превратилось в полноценную и очень хорошую школу, выпускники которой, успешно окончив высшие учебные заведения, возвращались на работу в родное село.

Выйдя на пенсию, Анатолий Максимович и не подумал отдыхать. Вместе с супругой они решили создать музей истории села Мокино. Ещё в 60-х годах  директор сельской школы начал собирать разнообразные предметы старины, за годы накопилась большая коллекция, которая уже не помещалась в зелёном доме. Статус музея был получен 10 октября 2001 года. Музей истории села Мокино зарегистрирован при Доме детского творчества, занимает две комнаты по 26 кв. метров, имеет 1650 единиц хранения, восемь официальных разделов, в том числе - «История Мокинской школы». Не всякий городской музей может похвастать таким количеством редких экспонатов. Здесь хранятся старинные предметы быта, посуда, крестьянская одежда, фронтовые реликвии, столетней давности фотографии, церковные метрические книги… В десятках папок ждут исследователей аккуратнейшим образом собранные и пронумерованные документы: письма, отчёты, планы строений… В большой самодельной книге «История села Мокино» фиксируются все события в жизни сельчан. Здесь, в этих двух маленьких комнатках, собраны вместе многие годы прошлого и настоящего, десятки и сотни судеб жителей села - крошечной точки на карте региона. Точнее всего впечатления от музея передаёт одна из записей в книге отзывов: «В таком маленьком уголке России – такая большая история!»  

Весной прошлого года Анатолий Максимович издал книгу своих воспоминаний, полную интереснейших исторических фактов, тонких подробностей из жизни обычного российского села середины ХХ века. Всего 100 экземпляров, раздаренных друзьям и близким на добрую память.

Римма Георгиевна всегда поддерживала мужа во всех начинаниях, не роптала, когда приходилось совсем туго. Сразу после свадьбы молодой супруг отправился получать высшее образование, и на плечи хрупкой Риммы пали все заботы по хозяйству: корова, свиньи, овцы, куры – со всем приходилось справляться в одиночку. Когда Анатолий Максимович сам начал преподавать, Римма Георгиевна взяла на себя часть работ по развитию Мокинской школы: она была членом родительского комитета, вела в школе кукольный, танцевальный, хоровой и рукодельный кружки, учила девочек быть хорошими хозяйками. Римма Георгиевна занималась подготовкой к сельским праздникам: писала сценарии, готовила декорации. На них с Анатолием Максимовичем держалась вся общественная работа.

Между тем больших денег в семье никогда не водилось. Все силы родители положили на то, чтобы дать высшее образование трём дочерям. Девушки пошли по родительской стезе, стали учительницами, создали свои семьи.

Отпраздновав бриллиантовую свадьбу, супруги Черемных приняли решение обвенчаться. Это важное для них обоих событие состоялось в прошлом году: их венчал иеромонах Филипп (Чебыкин) настоятель Крестовоздвиженского скита Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря в селе Говырино. Римма Георгиевна болеет душой за духовное возрождение родного края, давно уже мечтает о том, чтоб в родном селе появилась хотя бы маленькая часовня, куда можно прийти помолиться Господу.

Черемных – большая и дружная семья, где все привыкли держаться друг за друга и проблемы решать сообща. Верится, что никакие житейские невзгоды не способны сломать это маленькое, но очень прочное содружество.

…А в музее, в самом почётном месте, хранится большая алтарная икона – образ святителя Николая Чудотворца из разрушенной мокинской церкви.

 

Крест под берёзами

 

Старожилы рассказывают, что прочие храмовые иконы забрал к себе один «прогрессивный» житель села и выстелил ими пол в бане. Время было такое, Господь ему судья. Стоит ли удивляться, что от Свято-Никольской церкви у сельчан остались одни воспоминания?

На этом месте, светлом, окружённом белоствольными прозрачными берёзками, отдыхаешь душой. Тихая полянка на возвышенности, откуда видно всё село - до тёмно-синих лесов на горизонте, когда-то была занята зданием церкви с пристройками. Теперь церковь будто «сама сюда просится» - трудно представить на этом месте что-нибудь кроме храма. Страшно подумать, что кто-то решит это святое место приспособить под помпезный новорусский особняк… Видимо, сам Господь охраняет полянку от посягательств.

Здесь мирно спят в ожидании всеобщего воскресения похороненные много лет назад священнослужители – могильные холмики едва видны над землёй. Берёзки, посаженные на могилах, давно успели вырасти. Кто-то из местных жителей ещё приносит сюда цветы – больше по старой памяти, потому что в наше время невозможно установить, кто и где был похоронен.

Здесь, под зелёной сенью, по инициативе православной молодёжи села недавно поставлен деревянный крест. В память поруганной и разрушенной церкви, в память невинно убиенных служителей Божиих, в память всех погибших в годы безбожной власти. Недавно на этом самом месте впервые за последние пятьдесят лет состоялась панихида. Из Майского приехал священник Глеб Палкин, настоятель храма святых благоверных князей Бориса и Глеба, взявшийся окормлять православных жителей села Мокино. Собралось несколько десятков человек - событие для маленького села огромное. 22 июня, в день семидесятилетия с начала Великой Отечественной войны, батюшка вновь был в селе - служил панихиду у памятника павшим мокинцам. Всё возвращается на круги своя, вот только храма в селе Мокино по-прежнему нет. 

 

Наташа

 

Наталье Яковлевой 26 лет. Воцерковляться девушка начала недавно. У таких как Наталья слово с делом не расходится: молодая жена и мама, она с уверенностью и упорством принялась за работу по возрождению православной веры в родном селе. Надо сказать, что Мокино, как все духовно беззащитные маленькие селения, в которых даже часовенки нет, давно и активно атакуют сектанты. Многие жители поддались соблазну: ходят на собрания еретиков, сами становятся распространителями вредных заблуждений. Без всякой помощи бороться с этим сложно, но Наталья и её друзья не отчаиваются. Сельская молодёжь самостоятельно очистила место бывшей Свято-Никольской церкви от скопившегося за десятилетия мусора, по их настоянию полянку огородили бревенчатым забором. Наталья поддерживает связь с членами организации «Православная молодёжь Прикамья» и пермскими священниками, её цель – построить на историческом месте хотя бы маленькую часовню святителя Николая. Денег на такое строительство в сельском бюджете, конечно, нет, и жителей в селе слишком мало, чтобы собирать пожертвования. Ближайший храм есть в посёлке Майский, но это далеко, пешком не дойдёшь. Вот и забывают мокинцы о Боге…

- А ведь у нас много молодёжи, - говорит Наталья, - только какую жизнь они ведут? В городе молодые люди могут хоть как-то реализовать свои устремления: ходить в спортивные секции, музеи, библиотеки, заниматься любимым делом… Здесь же, особенно зимой, жизнь совершенно замирает, и люди тоскуют, не зная, куда себя деть. Отсюда такое распространение пьянства, отсюда лень и безысходность. Ребята не видят смысла в жизни, не видят перспектив. Я уверена, что церковь нашему селу необходима – это и восстановление исторической справедливости, и духовная поддержка моим односельчанам.

Наталью знают и любят в семье Черемных, Римма Георгиевна зовёт её своей «молодой подругой». Сейчас девушка работает ветеринаром и получает второе высшее образование. Почему-то твёрдо верится, что все Наташины мечты сбудутся: и церковь будет построена, и второй диплом получен, и сынишка её вырастет достойным человеком, настоящим патриотом, православным христианином. 

 

 

О самом главном


 Анатолий Максимович назвал свою книгу «Моя судьба в судьбе моей страны». Там есть такие слова: «…И всё-таки главная составляющая счастья – это взаимная супружеская верность и любовь, которую мы бережно храним уже 62-й год. Хочется надеяться на то, что наши дети, внуки и правнуки будут хранить наши традиции, беречь то, что создано нами, и с уважением относиться к памяти и делам своих предков».

Это завет потомкам – помнить, хранить, беречь, передать детям… Чтобы история не прерывалась, чтобы жизнь не проходила бесследно.

В одном маленьком селе нашей огромной и, к сожалению, не всегда благополучной Родины скрыто столь многое, что невозможно сразу вместить в ум и сердце. Много ещё таких русских селений – неоткрытых, неузнанных. И счастье ещё, что много, потому что время не стоит на месте. Долго ли мы сможем вот так приоткрывать для себя завесу над незнакомой нам жизнью и историей?

Легко быть патриотом страны, историю которой сотворили другие – без тебя. Чтобы быть патриотом своего маленького городка, села или деревни, нужно трудиться. Нужно не только хранить кем-то созданное, но и создавать самому. А это не каждому под силу.   

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.