Скандал, которого не было

В последнее время на карте Перми появилось новое название – «пермское здание со шпилем». Это при том, что сам переименованный объект известен многим поколениям горожан. А топонимической новацией мы обязаны политкорректности журналистов. Они просто уже не знают, как именовать здание в начале Компроса, – то ли исторически, Спасо-Преображенским собором, то ли галереей, которая располагается тут в последние 90 лет.

Проверка слуха

Справедливости ради отметим, что журналисты и сами отчасти внесли вклад в развитие псевдоконфликта, когда писали о богослужениях в галерее, о том, что из экспозиции из-за этого исчезла целая эпоха, и про то, как опасны для картин открытый огонь, дым и чад. При этом никто из пишущих своими глазами всех этих ужасов не видел. Да и не мог видеть, потому что их попросту не существует.

Богослужения в здании действительно совершались – один раз в неделю, в воскресенье, с восьми  до полдесятого утра, когда галерея закрыта для посетителей. Они были организованы между входом в здание и дверями, где располагаются билетеры. Никаких бесценных коллекций в этом фойе, на самом сквозняке, никогда не располагалось. Во время службы свечей не зажигали – только одну закрытую лампаду. По степени вредного воздействия на шедевры она значительно уступает дыханию посетителей галереи. Количество прихожан, посещающих службу, ограничено – что, видимо, и дало широкой общественности повод всерьез обсуждать то, чего она не видела.

Юридические основания для совместного использования площадей галереи есть – договор аренды на 140 квадратных метров, заключенный Пермской епархией с Агентством по управлению федеральным имуществом.

Росимущество в происходящем никакой проблемы не усматривает. Судя по всему, не видят ее и стороны так называемого конфликта. Во всяком случае, между Пермской епархией и руководством галереи даже переписка по этому поводу отсутствует. И это  вполне понятно. Митрополит Мефодий четко и публично обозначил свою позицию: галерею нельзя переносить из здания собора в неприспособленное помещение и тем более выселять на улицу. Для нее необходимо построить новое здание. Собственно, начало служб и должно было показать добрую волю церкви, готовность к мирному сосуществованию и совместному поиску решения проблемы.  

Заграница нам поможет…

Тем не менее, каким-то непонятным образом в глазах общественности сформировалось представление о конфликте между епархией и галереей. Открываем на вскидку любую  газету и читаем «…Разгорелась нешуточная война за Спасо-Преображенский кафедральный собор между Пермской епархией РПЦ и Пермской художественной галереей». Основанием для подобных формулировок, возможно, послужили неофициальные высказывания рядовых сотрудников галереи, обеспокоенных своей судьбой в связи с окончанием срока аренды здания – вплоть до предложений обратиться за помощью к неким «англичанам». Появились предложения об организации конференции сторонников галереи или неких общественных слушаний – заметим, ничего подобного не предлагали ни администрация галереи, ни епархия. Более того, руководство галереи поспешило заявить, что никакого конфликта нет и что оно, напротив, очень ценит понимание, проявленное со стороны церкви.

Тем не менее, защитники галереи продолжают борьбу с неизвестным врагом - пишутся открытые письма в разные места, создается «Международный общественный комитет в поддержку Пермской художественной галереи», работает двуязычный сайт, созданный по инициативе бывшей пермячки, ныне жительницы Лос-Анджелеса. Новые когорты общественности подумывают о том, чтобы присоединиться к движению и тоже написать кому-нибудь какое-нибудь письмо. Поставлена задача - «помешать возможному закрытию и расформированию Пермской государственной художественной галереи».

Вопрос на засыпку: а кто ее закрывает? Примечательно и то, что борцы за галерею в своих сочинениях начисто забывают указать: речь идет о здании кафедрального собора. Не упоминают и о федеральном законе, который предусматривает четкие сроки для безусловного возвращения храмов церкви.

Реплика в сторону

Позволим себе небольшую реплику в сторону, как говорят на театре. В Перми заметно одно небольшое упущение – у нас совершенно нет общественного движения в защиту Спасо-Преображенского собора, который, в отличие от галереи, открытой в 1922 году, построен в 1793-1832 годах. Можно было бы поговорить о том, что памятник федерального значения в последний раз реставрировался в 1901 году. Или о том, что в здании собора технически невозможно создать условия для хранения и экспозиции музейных коллекций, обеспечить температурный режим, нормы влажности и освещенности. О том, что у галереи никогда не было средств на содержание здания, и сейчас оно находится в ужасающем состоянии...

Мы привыкли воспринимать это здание целостно, как данность, как элемент городской среды. И мало кто отдает себе отчет, как выглядит сегодня собор с непарадной стороны – проваленные ступени, заплесневелая кладка, захламленная заалтарная часть – та самая, где расположены захоронения пермских архипастырей. Да и фасад, если приглядеться, - зрелище не для слабонервных.

Если кого это сегодня и волнует, так Русскую Православную Церковь. Пермская епархия при поддержке ЛУКОЙЛа начала восстановление фасада собора. В прошлом году был установлен шпиль с крестом, которого на здании не было. Сейчас заканчивается работа над проектом по реконструкции центрального купола и установке основного креста.

Исходя из вышесказанного, куда логичнее было бы создавать общество в защиту Пермского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сколотить инициативную группу и начать писать письма во все инстанции - для хорошего провокатора вопрос двух-трех дней. Почему это до сих пор не сделано? Видимо, потому, что епархия не заинтересована в конфликте. Позиция церкви неизменна: выселения галереи она не требует.

Галерея forever 

Естественно, возникает вопрос: по какому поводу поднят шум и зачем он нужен? Рискнем предположить, что кому-то вся эта общественная активность на пустом месте пришлась очень кстати. Она позволяет уйти в сторону от строительства здания для галереи, отодвинуть основную проблему в сторону и увести процесс как можно дальше в грядущее. В особенности если общественность удастся направить в русло типа «сохраним нашу любимую галерею там, где она есть».

В общем, шумиха позволяет сделать проблему очень большой и нерешаемой. И наоборот, при наличии гражданского согласия вопрос придется решать, не перекладывая на преемников. Может быть, он даже окажется более значимым, чем ремонт вокзальных помещений в целях развития современного искусства.

Предложения по строительству нового здания для галереи, конечно, есть. Проводились  конкурсы, их победители получали заслуженные награды. Однако сейчас вновь обсуждается необходимость заказа очередного проекта очередному архитектору. Это при том, что не раз давались обещания в течение года решить вопрос о передаче храма церкви - и прежнему управляющему Пермской епархией, и патриарху Кириллу еще в бытность его митрополитом. Но дело все никак не движется.

Надо признать, что подобные проблемы существуют не только в Перми. По этому поводу на недавней встрече с работниками культуры Вязьмы высказался глава государства. Дмитрий Медведев напомнил, что здания храмов должны использоваться по назначению.  Конечно, организации, расположенные в этих зданиях, нельзя переселять в менее приспособленные помещения, - но «это не вопрос церкви». Президент прямо возложил ответственность за решение проблем, возникающих при передаче храмов, на местные и региональные власти: «Это должны быть деньги, перераспределенные внутри региональных источников».

По закону и совести

Федеральный закон предусматривает конкретные сроки для передачи Русской Православной Церкви всех культовых зданий. Этот процесс необратим. Пытаться затормозить его, возбуждая общественное мнение и сталкивая лбами разные группы  населения, – бессмысленно и неприлично. Решение может быть только одно, и если смахнуть в сторону дым очередных баталий, оно очевидно: необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос о строительстве нового современного здания для Пермской художественной галереи. Это позиция обеих сторон несуществующего конфликта. Наверно, проект нового здания, выбор места действительно нужно обсуждать с профессионалами и общественностью. Но процесс не может продолжаться до бесконечности – пора назвать конкретные сроки.

В последнее время вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм активно подключился к ситуации – например, помогает подыскать в здании храма более подходящее место для богослужений, чем входная группа. Однако его возможности этим не исчерпываются. Будем надеяться, что этим не ограничатся и усилия краевого правительства. Город должен получить два архитектурных шедевра – современное здание художественной галереи и Спасо-Преображенский кафедральный собор, действующий и должным образом отреставрированный. И не в светлом будущем, а в ближайшие годы. Не надо «пермского здания со шпилем» и разговоров о том, что галерея именно в этом месте – бренд Перми. Там еще по соседству зверинец на могилах – тоже пермский бренд.

По сути, сегодня в центре города стоит полуразрушенный храм. Зрелище странное, особенно если учесть, что на дворе XXI век, а у нас на протяжении последних лет только и разговоров, что об архитектурном облике города. И при этом Пермь остается единственным городом в России, где кафедральный собор не передан церкви. Хотя нет, есть еще Соликамск.

Ольга Анисимова

 

Скандал, которого не было
0 
0 
0 
0 
0 
0 
0 
0 
0 
0 
0 
0 

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.