Список альбомов:


Нужна помощь!

Разыскивается без вести пропавший 21.05.2012
Разыскивается без вести пропавший

Разыскивается без вести пропавший Шабуров Евгений Андреевич, 03.02.51 г.р., который 27.04.2012 г. ушел из дома в г.Пермь и до настоящего времени его местонахождение не установлено.

Перейти в раздел »


Храмоздатели Каменские

Храмоздатели Каменские

В истории старой Перми благотворительность знаменитых купцов-пароходчиков не имела аналогов по своему размаху и щедрости. На их деньги строились монастыри, храмы, часовни, богадельни… «Замаливали грехи, и только», - утверждали недоброжелатели. А как всё было на самом деле?

ИКОНА ДЛЯ ИМПЕРАТОРА

4 апреля 1866 г. в Пермь по телеграфу поступило известие о покушении террориста на Государя Императора Александра II. Как известно, в тот раз жизнь Царя удалось спасти, террористу Каракозову помешал кос­тромской крестьянин Осип Комисаров. В память о чудесном спасении Государя Пермская городская дума решила преподнести Царской Семье памятный адрес и икону Покрова Пресвятой Бого­родицы. Для поездки в Санкт-Петербург была выбрана делегация, состоящая из представителей всех основных российских сословий, на которых держалась жизнь империи.

Городская элита отправилась в столицу в следующем составе: городской голова Ф. К. Каменский, председатель судебной палаты В. И. Самойлович (Самойлов), депутат от дворянства коллежский советник П. Д. Дягилев, купцы В. В. Хотов, М. И. Любимов, И. Г. Марьин, А. П. Кропачев, а также мещанин И. Г. Кондрашин. По свидетельству историка А.А. Дмитриева, прием пермской делегации в Зимнем Дворце состоялся 25 июня. Государь Император принял от  Федора Козьмича Каменского икону, предварительно приложившись к ней, и передал ее своему генерал-адъютанту. Подойдя затем к  П. Д. Дягилеву, Государь взял послание, составленное представителями всех сословий города Перми, и зачитал его. После того обратился к делегации со словами: «Икону я отдам Императрице. Передайте мое русское спасибо вашему обществу. От имени Императрицы благодарю вас всех…»

Одного из представителей деловой элиты того времени по праву называли «отцом города» - это был городской голова Федор Козьмич Каменский. Он вошел в историю как крупный предприниматель, пароходчик, организовавший совместно с братом Григорием одну из первых пароходных компаний на Каме. Благотворительная деятельность братьев Каменских приобрела во второй половине XIX века беспримерный размах. Именно тогда, в начале 1860 г., Каменские выступили щедрыми церковными жертвователями.

Пароходчики были очень набожными людьми. За их спиной люди из низов общества шептались:«Уж больно много жертвуют, знать, и грехи большие…» Эти слухи материализовались в записи одного из летописцев, Владимира Трапезникова, социал-демократа по убеждениям и партийности. В своем труде  «Летопись г. Перми» за 1979 г. он пишет:

«На высоком берегу речки Данилихи братьями Каменскими возводится для замаливания старых ямщицких (!) грехов массивное здание главного храма, устраиваемого ими Успенского женского монастыря».

Посмотрим, что об этом говорят иные документы…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИНАСТИИ: СДЕЛАЛИ СЕБЯ САМИ

Внук Федора Козьмича, Федор Михайлович Каменский (названный так в честь деда), в своих мемуарах «Записки буржуя», вышедших уже в годы революции, воссоздал важные страницы родословной.

Он пишет: «Со стороны отца мой прадед Кузьма (в старом написании  Козьма. – ВГ.) Каменский был крестьянином, крепостным графа Шувалова в деревне Загарье, близ Перми, по Сибирскому тракту. У него были дети: Федор, Григорий и Наталия… Федор и Григорий Кузьмичи откупились и, выйдя из крепостного положения, купили усадебный участок в деревне Данилиха при самой Перми».

На ноги они встали, когда начали свой извозный промысел: принимали подряды по срочной доставке товаров гужом (то есть конным способом) в дальние города и на ярмарки. Аккуратной доставкой товаров они заслужили всеобщее доверие и привлекли новых клиентов. Вскоре Фёдор и Григорий учредили товарный дом под фирмою «Ф. и Г. Бр. Каменские» и завели  пароходство по Каме, Волге и притокам. Почти все пароходы братья выстроили на собственном заводе в Перми.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО КАПИТАЛА: ОБОШЛИСЬ БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

О создании крупных капиталов принято говорить, что в их основе всегда лежит преступление.  О быстром, как кажется со стороны, восхождении братьев Каменских также существуют разные легенды. В самом деле: как же им удалось добыть деньги, и немалые, чтобы откупиться от крепостной неволи?

Злые языки поговаривали, что когда Каменские занялись извозом, они не гнушались добывать средства и неправедными  способами. На самом же деле быстрая доставка товаров в XIX веке была выгодным делом, способным привести к обогащению. Кроме того, из документов известно: предприимчивые братья, наделенные природной сметливостью и хваткой,  занимались не только дорожным делом.

Когда братьям удалось скопить  первичный капитал, при помощи которого они в 1857 г.  выкупились из крепостной зависимости, старший брат, Федор Козьмич, приобрел за 100 рублей у купца А. Т. Красильникова пустопорожнюю землю в правой части г. Перми, за  Егошихой, по левую сторону Соликамского тракта. Позднее эта земля была выгодно продана под строительство железной дороги. В краевом архиве  хранится несколько документов о купле и продаже земельных угодий с 1857 по 1916 гг. как основателями, так и наследниками купеческой семьи. Это была важная статья дохода.

А еще – арендное содер­жание золотых промыслов (Верхотурский уезд), а еще – ростовщичество, и т.д.

В конце XIX в., в 60-х годах, братья Каменские резко меняют профиль своего дела: они становятся крупными пароходовладельцами. Не последнюю роль в таком скором росте их капитала  сыграла тесная связь с народом, с людьми, которых они перевозили на своих пароходах. Каменские жадно впитывали все, как говорится, «мотали на ус» -  и делали правильные ставки, выгодно для себя размещая средства.

Возвращаясь к вопросу о происхождении несметных богатств первых Каменских, внук Федора Козьмича пишет: «Оба основателя, хотя были почти неграмотные, едва подписывались, но вели дело дружно, солидно и честно и заслужили уважение и почтенное положение в тогдашнем обществе. Оба они были гласными (т.е. депутатами) в городской думе, а  Федор даже городским головой».

Да, пермяки относились к Каменским уважением. Братья были удостоены звания потомственных почетных граждан г. Перми, избирались на различные общественные должности: по городскому управлению, по Пермскому общественному Марьинскому банку, по разным комитетам и учреждениям.

БЛАГО-ТВОРИТЕ или  КУДА ШЛИ ПРИБЫЛИ ТОРГОВОГО ДОМА

В музее династии Каменских, созданном в Пермской гимназии №4, представлена карта Перми, где отмечены здания, построенные на их средства. Таких зданий больше двух десятков! И большинство – церковные.

Конечно, немало средств братья вкладывали в бизнес. Пароходство росло; с 1874 г. появился и  литейно-механический завод. Но большая часть прибылей уходила к людям – с прицелом на будущее. Беспримерная  благотворительная деятельность Каменских началась практически с первых лет появления пароходства. Судите сами.

13 августа 1872 г. братья заложили храм во имя святителя Николая Чудотворца при пересыльном замке. Мысль основать эту церковь принадлежала губернатору Николаю Е. Андреевскому, а сооружение храма всецело взяли на себя братья Федор и Григорий Каменские. Для домовой церкви духовного училища ими был пожертвован прекрасной живописи иконостас.

О Воскресенской церкви – об  одном из самых красивых пермских храмов, построенном в память об освобождении крестьян от крепостного права, -  принято писать, что она возведена на народные средства. Конечно, кружечные сборы, народная копеечка сыграли свою роль. Но главный источник  средств все же был иным: на возведение храма во имя Воскресения Христова и святого благоверного князя Александра Невского Федор Козьмич Каменский, также представитель православного народа,  пожертвовал 8000 руб­лей. Щедрые пожертвования были сделаны Каменскими также для православных миссий и храмов Иерусалима, Японии.

В 1882 г. Федор и Григорий Козьмичи приобрели на углу ул. Покровской и Верхотурского переулка дом для детского приюта, вложив в его переустройство 25 тыс. руб. А затем они пожертвовали 1000 рублей, положив основание капиталу, специально назначенному для построения приютской церкви Марии Магдалины. В этом  приюте, кстати, воспитывался Алексей Зеленин, будущий известный художник, который получил образование благодаря поддержке А. Г. Каменского. Построены были оба здания по проекту известного зодчего Александра  Турчевича.

Для городской общественной богадельни Каменские купили дом, в небольшом флигеле была устроена для призреваемых временная церковь, а затем выстроен обширный каменный корпус, и в нем — прекрасная домовая церковь Симеона Верхотурского (архитектор Василий Попатенко). Недавно этот храм был возвращен верующим.

Но, конечно, самые масштабные пожертвования были произведены братьями в 1870 - 1880 гг. на устройство Успенского женского монастыря: тут и банковский вклад в 50 000 руб., и 10 000 руб. на содержание священника и псаломщика, также Федор Козьмич отдельно внес 10 000 рублей.

Не забудем, что родная сестра пароходчиков, Наталья Козьмовна, сыграла существенную роль в создании и украшении  Бахаревского женского монастыря. Поддержала семейную традицию.

«КТО ЖЕРТВУЕТ БОГУ…, ТОТ ИСТИННО НЕ РАСТОЧАЕТ, А СОБИРАЕТ»

В ноябре 1883 г. скончался Федор Козьмич. Его младший брат Григорий умер в день своих именин – 25 января 1893 г. А за пять лет до этого, в 1888 г., он, ос­нователь Успенского женского монастыря, принял тайное пострижение в монашество. В слове настоятеля отца Григория Остроумова, произнесенном над гробом Григория Ко­зьмича, в частности, было сказано: "Мы можем свидетельствовать,  что слишком тяжела была для почившего ныне разлука со своим единомышленным братом, с которым они до 70-летнего возраста трудились неустанно, делили ра­дость и горе, и, можно сказать, наперерыв служили Богу делами благочестия и христианской благотворительности. Похоронив своего брата, почивший устранился от ведения коммерческих дел и всецело посвятил себя служению Богу и на при­готовление к смерти. И  Господь даровал ему мирную христианскую кончину...»

Оценивая масштаб благотворительной деятельности братьев-храмоздателей, протоиерей Григорий говорил: " Здесь же, под сенью святого храма, как бы в недрах матери –  Святой Церкви, они приготовили для себя и место вечного покоя, желая и по смерти внимать молитвам и священнодействиям. Много ли еще найдется таковых благотворителей в наше время всеобщей погони за личными интересами? Нет, не лишится своей мзды тот, кто жертвует Богу и убогим, тот истинно не расточает, а собирает…»

Для семейного склепа братьев знаменитый русский живописец Михаил Нестеров написал икону «Распятие» (хранится в Пермской художественной галерее).

СЕМЕЙНАЯ ЭСТАФЕТА КАМЕНСКИХ.

Дети пароходчиков также перечисляли на благотворительность большие средства. Характер и направление их деятельности, правда, несколько изменились. Просвещенные деятели своего времени, они жертвовали деньги на образование, науку и искусство. По сути, и Иван Григорьевич, и его брат Александр явились самыми настоящими меценатами.

Но именно благодаря Ивану Каменскому, доктору химии и философии, члену Госсовета Российской империи, в Перми появились два изящных культовых здания. Первое – это Казанская церковь-усыпальница, построенная по проекту видного архитектора В. Покровского и украшенная майоликами художника Н. Рериха (это храм Успенского женского, ныне являющийся памятником архитектуры федерального значения). Второе – часовня  в честь 300-летия Дома Романовых, выстроенная по инициативе Ивана Григорьевича на углу улиц Биармской (Плеханова) и Покровской (Ленина).

Круг истории замкнулся: благотворительная деятельность старшего поколения Каменских начиналась с дара иконы Государю – и завершилась символическим молитвенным приношением Царскому Дому от  их потомков…

Владимир Гладышев


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст