Список альбомов:


Нужна помощь!

Православный центр гуманитарной помощи для малоимущих 09.02.2012
Православный центр гуманитарной помощи для малоимущих "Светлица"

В ближайшее время планируется открытие первого в Пермском крае православного центра гуманитарной помощи для малоимущих "Светлица".

Приглашаем вас принять участие в подготовке Центра к открытию (помощь в уборке помещения, сортировке вещей и т.д.).

Перейти в раздел »


Я всегда был верующим человеком...

Я всегда был верующим человеком...

Виктор Мефодиевич Зырянов – член двух творческих союзов: Союза художников России и Союза иконописцев. 31 декабря он отметил свое 80-летие, но продолжает трудиться: только за последние пять лет его иконами благоукрашены три храма Пермской епархии и один – в далекой Архангельской. Виктор Мефодиевич преподает иконопись студентам Уральского Гуманитарного института. Накануне юбилея он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».

- Виктор Мефодиевич, что для Вас, в Вашем понимании – художник?

- Слово «художник» очень емкое. Прежде всего это человек, имеющий профессию. Раньше в народе говорили: «Хорошо сделал - как художник». Прежде чем стать художником, надо наработать мастерство. А чтобы наработать мастерство, надо учиться. Художник – личность творческая, он творит, вносит свой вклад в искусство. В моем понимании художник прежде всего должен жить во времени, потому что он отображает время. По его произведениям люди судят, каким было общество, что происходило в ту или иную пору.

По моему мнению, сегодня мы живем в период, напоминающий времена смуты, времена

после  Ивана Грозного.  В этой смуте рождаются различные новшества и веяния. Сегодня наше общество духовно больно: люди разучились читать, слушать классическую музыку. Но так называемая поп-культура – это наносное, оно должно уйти, как только общество выздоровеет.

- В таком случае, какое общество можно считать духовно здоровым?

- То, в котором люди верят в свое Отечество и не забывают своих предков. Хотелось бы, чтобы наше общество стало именно таким. И думаю, что так и будет. Современная молодежь очень оптимистична. Молодые люди живут своим трудом и заслуживают уважения.

- Расскажите, какой была ваша молодость.

- Родился я в 1931 году. После окончания восьми классов поехал в Москву, поступать в Строгановское училище. Сдал экзамены, но оказалось, что общежития в училище нет. Я так расстроился: у меня отец на фронте погиб, была одна мама. Как обратно ехать? На обратную дорогу и денег-то не было. Тогда педагоги сжалились надо мною, послали меня в Загорск (сейчас это Сергиев Посад), там было художественное училище с общежитием. В Загорске я и учился. Закончил в 1951 году, приехал домой, в Пермь, вступил в товарищество художников, которое позже было преобразовано в Художественный фонд, а затем, в 1973 г., вступил в Союз художников. Занимался оформительской работой: панно, монументальная живопись.  А в 1969 году создал свой первый плакат – «Сохраним памятники культуры». На этом плакате был изображен храм на голубом фоне. Надо сказать, что плакатом в Перми со времен войны никто не занимался, я был первым. С этим плакатом я  принял участие в зональной выставке в Челябинске, его напечатал журнал «Художник». Это меня окрылило: я решил, что могу продолжать деятельность в этом направлении. Я занимался темой «культурного» плаката: например, когда хор  Пермского музыкального училища поехал на гастроли во Францию, нужен был плакат, и обратились ко мне. Я сделал для них плакат «Поющая Кама». Неоднократно выполнял заказы для Пермской филармонии. В 1993 году два моих плаката были на выставке в Париже – это было признание: я состоялся  как мастер плаката. Несколько лет назад выпускница искусствоведческого отделения в Екатеринбурге защитила диплом по моим работам – о моем творчестве. Плакат – тоже отражение времени, в котором мы живем.

- В 1996 году Вы написали портрет святителя Стефана Великопермского. Расскажите об этом периоде Вашего творчества.

- Правильно говорят, что все возвращается на круги своя. В детстве у меня была бабушка, которая меня воспитывала. Каждое лето я ездил к деду и бабушке, в деревню Ильино, откуда родом мои отец, дед, прадед. Бабушка  научила меня церковной грамоте, но главное – привела меня к вере, ее воспитание запало в сердце. В душе я всегда был верующим человеком: не стал самолюбивым, нет у меня ревности к славе. К товарищам по цеху, художникам, отношусь ровно. Заложенное в детстве бабушкой дало свои плоды: будучи уже очень зрелым человеком, я обратился к иконе. А портрет Стефана Великопермского – это мой первый шаг на пути от светской живописи к иконе. Портрет сейчас находится в часовне святителя Стефана на Комсомольском проспекте. В тот же период мною был написан портрет протоиерея Евгения Попова – первого священника, служившего в этой часовне, и его портрет тоже передан в часовню. А первая написанная мною икона – Божией Матери, именуемая Казанской. Среди первых работ для храмов - икона Целителя Пантелеимона  для Феодосиевской церкви в Перми,  Распятие и Царские врата для   Крестовоздвиженской церкви в Говырино, икона Тихона Задонского для храма святого князя Владимира в Закамске. В настоящее время мои иконы пребывают в семи храмах Пермской епархии. Кроме того, для одного из храмов Архангельской губернии я написал икону Святых  Царственных Страстотерпцев.

Я все более отдаляюсь от светской живописи и приближаюсь к иконе. Но я не могу сказать, где эта грань: этот процесс происходит постепенно, незримо. Я считаю себя начинающим иконописцем, хотя с 2002 года являюсь членом творческого Союза иконописцев. Просто меня влечет к написанию икон, я живу этим. Когда напишу икону – ощущаю на душе такую благодать, облегчение, как будто я сходил в церковь и исповедался. Я рад всей душою, что делаю что-то важное и нужное для Церкви, что люди в храмах молятся, глядя на мои иконы. Значит, и  я сделал что-то важное на этой грешной земле.

 - Когда  в Перми стали проходить выставки «Православная Русь», Вы первым из местных художников приняли в них участие. Почему пригласили именно Вас?

 - Дело в том, что не все созрели для освещения духовной темы, не все пишут иконы. Тут ведь еще школа нужна. Художники уважительно ко мне относятся, к тому, что я работаю над иконами. К тому же  я – член двух творческих союзов. Да и к возрасту моему относятся с почтением…

- Виктор Мефодиевич, у Вас долгая творческая жизнь. Что помогает Вам преодолевать трудности, которые, несомненно, встречаются на Вашем пути?

- Трудности творческого человека - в творчестве. Более всего художник должен быть всегда недовольным собой. Если он доволен собой – дальше хода нет. Я более требователен к себе, чем к окружающим. Быт, материальные блага – не главное. Говорят, «у савана карманов нет». Творческий человек должен стремиться  достигать своих целей, поставленных задач. Изобразительное искусство – самое сложное из искусств. Одного таланта недостаточно, требуется еще труд, ежедневный труд.

  Мне с детства внушили, что главное – быть честным, хорошим человеком, верующим в Бога. Остальное – суета сует.  Когда человек добивается почестей, власти, он живет неспокойно, а это идет ему во вред. В народе говорят: «Тщеславие – яблоко, сверху гладкое да красивое, а внутри –  червивое».

 Главное – то, что ты делаешь дело, нужное людям.

                                                                                                                   Наталья Категова


Комментарии

Заголовок комментария:
Ваш ник:
Ваш e-mail:
Текст комментария:

Введите текст на картинке
обновить текст